Мы продолжаем исследовать такие универсальные мифологические структуры, как архетипы и анализировать то, каким образом они репрезентированы в массовой культуре на примере видеоигр в жанрах приключения и фэнтези. В данной лекции, основываясь на концепте мономифа К.Г. Юнга, Дж. Кэмпбэлла и Кристофера Воглера мы постараемся раскрыть актуальные сегодня архетипы и мифологемы на конкретных примерах взятых из массива современных видеоигр и поговорим об архетипе Героя. Архетип героя представлен чаще всего в образе центрального персонажа, протагониста. Это человек, способный к самопожертвованию ради блага других людей. Согласно психоаналитической традиции, герой олицетворяет собой Эго, а путешествие героя и преодоление им препятствий есть процесс взросления, индивидуализации, становления личности, сепарации от семьи и рода. Путешествие героя обычно является расширением формулы обряда перехода: уединение – инициация – возвращение (центральный блок мономифа). Дж. Кэмпбелл сформулировал это так: «Герой отваживается перейти из обыденного мира в область сверхъестественного чуда; там он сталкивается с мифическими силами и одерживает решительную победу; герой возвращается из своего таинственного путешествия, обладая силой, и одаривает благодеяниями своих сограждан». Архетип героя является фундаментом любого мифологического повествования, художественного произведения, киносценария, любой сюжетоориентированной видеоигры. Хотя манифестации мифологического героя в видеоиграх весьма разнообразны, в основном мы будем опираться на массив видеоигр в жанре фэнтези. Привлекательный главный герой является необходимым условием для вовлечения и погружения человека в мифологическое повествование. Как отмечает К. Воглер: «наблюдая за героем, мы воспринимаем его так, словно в нем есть частичка нас самих. Мы проникаем во внутренний мир героя и начинаем смотреть на мир его глазами». Герой символизирует движение к изменению, становлению, трансформации, которая необходима каждой личности. Именно герой, согласно К.Г. Юнгу, символизирует бессознательную самость человека. Мы обсудим как архетип героя в видеоиграх часто соотносится с образом мифологического героя. Покажем как многие герои видеоигр (Кратос из God of War, Разиэль из Legacy of Kain: Soul Reaver, Данте из Devil May Cry, Габриэль из Castlevania: Lords of Shadow, Джеймс Сандерленд из Silent Hill 2, Принц из Prince of Persia: Warrior Within и др.) проходят в своем путешествии стадии мономифа, целью которого является обретение самости, которая, словами К.Г. Юнга, «еще и наша жизненная цель, ибо она самое завершенное выражение той судьбоносной комбинации, которая называется индивидуальностью».В данной лекции мы постараемся показать как мифологические структуры и архетипы, обнаруживающие себя во многих видеоиграх, настойчиво обращают на себя внимание и позволяют, если мы опираемся на Отто Ранка, К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбэлла, предположить глубокую соотнесенность мифологического и видеоигрового Героя. Лекция была прочитана 28 января 2021 года.
Лектор Батурин Даниил Антонович
Доцент кафедры философии, медиа и журналистики Тюменского государственного университета
Религиовед, к. филос. н.
P.S. Если вам нравятся мои лекции, можете поддержать канал
Тинькофф 5536 9140 4043 0534
Лектор Батурин Даниил Антонович
Доцент кафедры философии, медиа и журналистики Тюменского государственного университета
Религиовед, к. филос. н.
P.S. Если вам нравятся мои лекции, можете поддержать канал
Тинькофф 5536 9140 4043 0534
- Категория
- Фэнтэзи
Комментариев нет.